Рынок франчайзинга прирастает малыми городами, пищевыми производствами и социальными проектами.
Глобальный рынок франчайзинга растет восьмой год подряд, нонебольшими темпами. Поданным Международной ассоциации франчайзинга (США), в2018 году темпы роста составили1,9% годового роста, впредыдущем году было1,6%. Наэтом фоне относительно молодой российский рынок куда более динамичен, отмечает руководитель каталога франшиз franshiza.ru Анна Рождественская,и, кажется, онполностью оправился откризиса 2014-го года. Напомним, что докризиса рынок рос примерно на25% ежегодно. Ав 2015 году, поданным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), общий объем рынка снизился на15%, до$5 млрд.
Поподсчетам Franshiza.ru, впрошлом году объем рынка франшиз вырос на19%, годом ранее его динамика составляла лишь 5%. Количество продавцов франшиз увеличилось с1900 в2018 году до2250 вначале 2019-го.
Спрос набизнес пофраншизе растет, отмечает Анна Рождественская: количество запросов нафраншизы запервые шесть месяцев 2019 года увеличилось в2,5 раза посравнению спервым полугодием 2018-го.
35% рынка франшиз приходится науслуги населению ибизнесу, 33%— розничную торговлю непродовольственными товарами, 21%— проекты вотрасли общественного питания. Самые непопулярные досих пор были розничная торговля продовольственными товарами (5%) ипроизводство истроительство (3%).
Кроме того, запоследние 11лет изменилась география происхождения франчайзеров (компаний— владельцев бренда): в2008 году 80% продавцов франшиз было изМосквы, в2019-м доля региональных проектов составляет уже 72%.
Еда врозницу
Одной изосновных тенденций последних несколькихлет, пословам Анны Рождественской, является использование пищевыми производствами (молочным, мясным, кондитерским идр.) франшизы для развития собственной розничной сети. В2019 году этот тренд заметно усилился, нарынок вышли новые игроки.
Вэтом году, вчастности, убургерных «Мираторга» нарынке франчайзинга появился конкурент— производитель мраморной говядины ГК«Заречное» запустил франшизу сети «Праймбиф бар». Компания планирует затри года открыть около 70точек вМоскве, Калининграде иСамаре.
Пословам руководителя проекта франшизы «Сырная лавка» (ЗАО «Сернурский завод») Анастасии Филимоновой,
собственная розничная сеть для производителей— один изосновных каналов продвижения. Однако ееразвитие, особенно вдругих регионах, требует, поее словам, оперативного управления, что невсегда возможно удаленно.
«Развитие сети магазинов пофраншизе позволяет увеличивать количество торговых точек под собственной торговой маркой вмаксимально короткие сроки, иоперативно наращивать обороты продукции»,— отмечает Анастасия Филимонова. При этом ведение бухгалтерии, наем сотрудников, заказ продукции, проведение инвентаризации ипрочие вопросы оперативного управления производитель, поее словам, делит сфранчайзи.
Благодаря франчайзинговой сети сырзавод изнебольшого города вМарий Элреализует продукцию вКазани, Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде, Кирове, Москве, Сыктывкаре иЧебоксарах. Ипока основным ограничением для развития нановых территориях, пословам Анастасии Филимоновой, остается трудная логистика: «Для работы франчайзинговой точки необходима регулярная доставка, минимум два раза внеделю, адля стабильных поставок— большой оборот».
Российские производители пищевой продукции доросли допонимания необходимости масштабирования бизнеса идополнительного заработка засчет расширения реализации своих брендированных продуктов, говорит первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
Росту пищевых производств, согласно отчету Минсельхоза РФза 2017год, способствовали импортозамещение ипродовольственное эмбарго: вотчетном году производство пищевых продуктов выросло на5,6% (в 2016-м—3,1%), вчастности выработка мяса исубпродуктов домашней птицы увеличилась на7,4%, асыров— на5,5%.
Наэтом фоне растет ивстречный спрос нафраншизы этой категории, иинтерес потребителей кпродукции российского производства, говорит Владислав Корочкин. Сам инструмент франшизы, поего словам, дает компаниям малого исреднего бизнеса возможность начать свое дело спонятными правилами игры.
Социально ориентированные
Вбизнес-сообществе, пословам Анны Рождественской, все чаще используется понятие «социальный франчайзинг»: это проекты, связанные среабилитацией больных, специализированным медицинским обслуживанием, уходом запрестарелыми.
Патронажные услуги вРоссии— направление, которое только развивается, говорит руководитель отдела регионального развития центра социального обслуживания «Близкие люди» Дмитрий Рябинкин. Поего словам, франчайзинговое предложение, которое компания сформировала еще в2013 году, стало особенно востребовано впоследние три года. Иза это время представительства компании были открыты в23 городах. Интерес ксоциально ориентированному бизнесу, пословам Дмитрия Рябинкина, проявляют втом числе опытные предприниматели, диверсифицирующие свои инвестиции вновые перспективные проекты.
Кроме того, бизнес всоцсфере поддерживается государством.Так, федеральный проект «Старшее поколение» (входит внацпроект «Демография», принятый вдекабре прошлого года) предусматривает активное участие бизнеса всоздании к2024 вовсех субъектах РФсистемы долговременного ухода залюдьми пожилого возраста иинвалидами: предусмотрено создание специального реестра поставщиков социальных услуг, предоставление имналоговых льгот, атакже субсидирование процентной ставки покредитам. Расходы, предусмотренные федеральным бюджетом, наразвитие проекта,—10,7 млрдруб.
Самозанятость для малых городов
Вкрупных городах уже достигнут определенный предел насыщения рынка франшиз, говорит доцент кафедры бизнеса иуправленческой стратегии ИБДА РАНХиГС Эмиль Мартиросян: «Например, 80% развития сетей фастфуда происходит врегионах, идаже вмалых городах, где средний чек значительно ниже, это возможность увеличения доли рынка иобъемов операций».
Вструктуре малого исреднего бизнеса доля франшиз, пооценке Эмиля Мартиросяна, выросла примерно до20%, ирост еесвязан супрощением условий покупки франшиз, гибкости компаний— владельцев бренда.
Пословам Анны Рождественской, интерес франчайзеров кнебольшим городам России снаселением около 150 тыс человек действительно растет: они оптимизируют условия коммерческой концессии ипредлагают облегченные форматы сотрудничества.
Наибольшей популярностью состороны франчайзи пользуются проекты синвестициями до1,5–2 млнруб.
Инвестиции впроекты стоимостью менее 700тыс.руб., говорит Анна Рождественская, рассматриваются предпринимателями как альтернатива наемному труду, ипо сути являются развитием самозанятости.
Ктаким франшизам, например, можно отнести организацию познавательных игр для детей ивзрослых (инвестиции от350тыс.руб.), кондитерские, барные услуги ипроведение мастер-классов (150тыс.руб.), образовательные проекты,как, например, школа скорочтения, развития интеллекта ипамяти (около 400тыс.руб.).
Как отмечают авторы исследования «Современная ситуация нарынке франчайзинга вРоссии: Тенденции иперспективы» Белгородского национального исследовательского университета, эта тенденция отражает экономическое положение иситуацию нарынке труда вбольшинстве регионов: наиболее перспективная иобеспеченная часть населения делает выбор впользу развития собственного бизнеса, афранчайзинг обеспечивает неопытным вкоммерции самозанятым менее рискованный инструмент споддержкой состороны более опытных бизнесменов.
Автор:
Владимир Паньков.